Многие начинающие родители очень сильно переживают из-за поведения своего ребенка во время подросткового возраста. В период полового и психологического созревания дети очень сильно подвержены изменению настроения и агрессивности. Безусловно, любая мама начинает переживать, когда ее ребенок замыкается в себе и начинает конфликтовать не только с окружающими, но даже с родителями. Как понять и различить — депрессия это или просто плохое настроение?
Клинически депрессия это биохимический процесс, проходящий на гормональном уровне, поэтому не путайте капризы и протесты с этим понятием. Кстати Австралийский медицинский центр королевы Елизаветы провел эксперимент, в котором приняли участие 400 детей в возрасте 10 — 14 лет. Результаты оказались весьма плачевными: у 40 человек, а это десять процентов от всех обследованных, была зафиксирована клиническая депрессия, а склонных к ней подростков оказалось больше половины. К тому же существенно различалась система ценностей радости. Таким образом, депрессивные подростки считали, что для удовлетворения жизнью необходимо быть богатым, знаменитым и красивым. В то время как дети, довольные своей жизнью, считали, что для счастья необходимо добиваться своих целей и хорошее взаимоотношение с людьми. Так откуда берется подростковая депрессия? Чего не хватает или, что наоборот мешает ребенку быть счастливым в таком, казалось бы, беззаботном возрасте отрочества.
Для подростка грустное и порой агрессивное состояние является первым показателем борьбы с обществом, бунтарством и желанием проявить свою самостоятельность. Со стороны это похоже на депрессию, но есть существенные различия. Самое главное — это то, что депрессия угнетает саму личность ребенка. Или даже может стать причиной серьезных психологических расстройств. Поэтому своевременное распознание болезни крайне важно, поскольку по статистике только каждый пятый ребенок в депрессии получает помощь. И тут надо понимать роль именно родителей, поскольку самостоятельно ребенок не может понять всю серьезность ситуации.
Поэтому понаблюдайте за своим чадом и если у него наблюдаются следующие признаки, то необходимо начать переживать:
• Он ничего не хочет. Полное равнодушие к ранее интересным ему вещам или занятиям, на протяжении довольно долгого промежутка времени. Отсутствие самомотивации и энтузиазма практически во всем
• Также, потеря аппетита. Говорится не про утренние «нехачухи», а про систематический отказ от пищи, относящийся даже к ранее любимым сладостям.
• Плохой сон. Это не касается того момента, когда он, например, играет до поздней ночи. Это скорее относится к беспричинной бессоннице.
• Резкое изменение отношения к окружающим людям, избегание не просто общения, но и вообще общества. Тяга к одиночеству.
• Постоянное волнение и необоснованная боязнь.
• Ощущение никчемности или даже вины без видимых на это причин.
• Даже опосредованные мысли о смерти и самоубийстве. Это можно увидеть в творчестве, самостоятельных поступках (не случайностях или ситуациях, произошедших по глупости или незнанию), которые несут угрозу непосредственно жизни.
Если ваш ребенок проявляет хотя бы половину этих признаков, то настоятельно рекомендуем обратиться к специалисту.
Обратиться можно:
1.К врачу педиатру-участковому; специалисту по социальной работе в Детское поликлиническое отделение по адресу ул. Вокзальная, 10б;
2. В «Иркутский научно-практический центр медицинской и социальной реабилитации населения» по адресу г. Иркутск, ул. Горького, д.11 телефон (3952) 333-186,
E-mail: ano.inpe@yandex.ru
3.Общероссийский детский «телефон доверия» 8-800-2000-122,
4. Общероссийский сайт телефона доверия www.telefon-doveria.ru
Самостоятельно же попытайтесь найти причину проблемы. Это может быть неудачи в спортивной секции или просто учебе, семейные проблемы (ссоры родителей), снижение самооценки (это частая причина для девочек).
Лучше всего конечно предупредить депрессивное состояние, поэтому старайтесь больше обращать внимание на ребенка, хвалить его за успехи и помогать при неудачах. Станьте не просто родителем, а в первую очередь — другом и наставником. Будьте положительным примером, показывая и передавая свой оптимизм. Если ребенок до этого не занимался спортом, то постарайтесь понять, какой ему будет интересен, поскольку физическая активность служит отличной профилактикой депрессии. Если причина в неудачах в секции, которую он посещает, то выберете другой вид занятий, только важно помнить, что ребенок сам должен выбрать. Не давите на него, так он будет понимать, что его мнение учитывается.
Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым. Разумеется, дети рано или поздно познают и эту часть мира.
Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.
Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.
О том, что такое интернет-зависимость и как с ней бороться, рассказывает Евгений Макушкин, доктор медицинских наук, профессор, заместитель председателя Российского общества психиатров, главный детский специалист — психиатр Минздравсоцразвития России, заместитель директора ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского».
В настоящее время интернет-зависимость не включена в список психических заболеваний и расстройств. В ныне действующих МКБ-10 и DSM –IV (основная классификация психических заболеваний, принимаемая Американской психиатрической ассоциацией) ее нет.
Жизнь в сети
Не только дети попадают в зависимость от интернета. Сеть становится заменой реальной жизни для многих взрослых. Стоит ли бояться распространения Всемирной паутины, рассказывает Зураб Кекелидзе, заместитель директора ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского.
В то же время вокруг включения интернет-зависимости в обновленный список DSM-V, который вступит в силу с 2013 года, ведутся бурные дебаты. Ряд авторов рассматривают интернет-зависимость как аддикцию, отклонение в поведении, при котором нарушается чувство реальности, ограничено руководство поступками, наконец, возникают психическая и физическая зависимость, утрачивается критика.
Однако тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.
Тем более, в России вопрос вреда наносимого ребенку той или иной информацией поднят на государственном уровне. 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три:
— Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.
— Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению.
— Игровая зависимость — разнообразные онлайн-игры и игры по сети.
В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества. Тем не менее, механизм формирования зависимости – точно такой же.
«Работают те же самые рецепторы адреналина, серотонина, дофамина в центрах удовольствия, — говорит Макушкин, — однако это не химическая, а чисто психическая зависимость».
Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.
Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.
«Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», — говорит психиатр.
Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:
— увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,
— снижение успеваемости в школе,
— потеря интереса к происходящему вокруг,
— нарушения сна,
— часты резкие перепады настроения,
— неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.
Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.
1. Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.
2. Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. «Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета», — говорит Макушкин. Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети.
3. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. «У нас такого нет, а, например, в некоторых американских штатах дети могут в судебном порядке преследовать своих родителей за чтение их почты», — отмечает специалист. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.
4. Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.
Важный момент: эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.
Интернет – это важный инструмент для поиска информации, обучения и общения. Для того, чтобы ребенок с головой не ушел «в сеть», родителям придется находить время для общения со своим сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними.